Здравствуй, "Трамвай"!
Пишет тебе девочка из г. Баку Сулейманова Наргиз. Я хочу сказать, что мне ваш журнал совсем не нравится. Мне 11 лет, а в этом журнале пишут статьи для грудных детей. Ваш журнал ужасный. У кого не спрошу: хороший журнал? - все говорят: ужасный.
Ужас какой журнал… Глупости пишете!
Здравствуйте, дорогая редакция!
Извините, если чего не так. У меня к вам просьба.
Выписала журнал "Трамвай" моему внуку, 6 лет.
Но я ничего в нем для него не нашла.
Для какого возраста этот журнал? Прошу на 1991 год
сделать этот журнал интереснее.
Сказочный надо. А так ребенок в нем ничего не
понимает.
И я не могу другими словами объяснить…
Извините за наивность.
Дорогой журнал "Трамвай"!
Пишут тебе две одноклассницы Оксана и Лариса. Мы с удовольствием читаем тебя! В этом журнале очень много интересных страничек, ярких картинок! Нам очень нравишься ты! Когда приходишь ты и увидев тебя, доставая среди газет из почтового ящика, то захватывает даже дух! Тебе можно открыть все наши тайные секреты! Смотря тебя, нам становится легко, радостно! Ты наш самый близкий друг!
Здравствуй, дорогая редакция!
Меня зовут Мажена, живу в Польше. Приехала в
Советский Союз к своим знакомым
и прочитала ваш журнал. Он мне очень понравился.
Такой очень интересный.
Лучше наших польских журналов. Напишите,
пожалуйста, как я могу читать журнал
в своей стране. Хотела бы его заказать… В Польше
читаю много журналов,
но не так интересно, как "Трамвай". Спасибо!
Мажена Баньковска
Дорогой "Трамвай"!
С интересом читаем новый журнал - интересный и полезный. Приятно, что он рассчитан на детей разных возрастов и что к нему можно вернуться - по мере взросления ребенка - не раз. Пока же моя дочка (Саша Никулина, 5 лет), находящаяся в самой младшей возрастной категории ваших читателей, шлёт вам привет…
С уважением, О. Газизова, редактор, г. Москва.
РАСПОРЯЖЕНИЕ № 1
§ 1. На основании читательских писем, а
также учитывая ужасно непонятный характер
публикаций, есть распоряжение выпуск журнала
"Трамвай" приостановить до особого
распоряжения.
§ 2. В качестве равноценной замены для уважаемых
читателей есть распоряжение
основать новый детский журнал, придав ему
название "Наш паровоз".
§ 3. Ответственными исполнителями этого
распоряжения назначаются:
машинист Дымов и кочегар Сажин-Бисноватый.
§ 4. За большие успехи в деле неуклонного
воспитания подрастающего поколения есть
распоряжение наградить журнал "Наш
паровоз" Почетным Орденом Железного Рельса.
§ 5. Выпуск орденоносного журнала "Наш
паровоз" осуществить
с 1 апреля 1991 года.
Главный распорядитель Т. Собакин.
Пассажиры стояли на остановке и с нетерпением
ожидали трамвай № 4. Они томно прикрывали глаза и
подставляли свои лица ласковому весеннему
солнышку. И тут вдруг из-за поворота со свистом
выскочил... паровоз. Свистели, сидя в паровозной
будке, машинист Дымов и кочегар Сажин-Бисноватый.
- Тормозим! - крикнул Дымов. - У нас здесь
остановка.
Паровоз дернулся, заскрипел и, обдав толпу
пассажиров черным дымом, замер на месте.
- Безобразие! Откуда вы?! Что это за машина?! -
возмущенно закричали пассажиры.
Из окошка высунулся машинист Дымов в кожаной
куртке.
- Ша! - гаркнул он и грохнул кулаком по корпусу
машины. - Это паровоз! Сейчас мы за него
агитировать будем.
Из-за спины Дымова показался лектор. Он взобрался
на железную бочку и представился:
Научный сотрудник Института
истории и техники Академии наук
Николай Семенов.
- С давних-предавних пор мечтали люди о чудесных
сапогах-скороходах, путешествовать в которых
куда быстрее и приятнее, чем пешком или на
лошадке.
Но лишь 200 лет тому назад русский мастер Ползунов
и англичанин Уатт изобрели первые паровые
машины. Горят дрова или уголь в топке - кипит вода
в котле - толкает пар поршни, а те - вертят через
особый рычаг колесо. Всё, вроде бы, просто, а между
тем такой двигатель сильнее даже целого табуна
лошадей!
- А с чего всё началось-то? - выкрикнул кто-то из
толпы. - Что до паровоза было?
Лектор развернул плакат и ткнул в него пальцем:
- А началось всё с "огненной тележки". Ее
сделал в конце позапрошлого века французский
артиллерист Кюньо для того, чтобы побыстрее
вывозить на поле боя тяжелые пушки. "Столь
велика была сила ее движения, - писали газеты, -
что, встретивши на своем пути каменную стену, она
сокрушила ее с легкостью". Английские инженеры
решили не отставать и построили несколько
многоместных паровых карет - можно сказать,
первые в мире автобусы. Тут лектор развернул
второй плакат.
- Но вот беда, - продолжал он, - слишком уж тяжелыми
для обычных дорог оказались эти сильные и
быстроходные машины. На проселках то и дело
увязали они в рыхлой земле, а на прочной, но зато
не слишком ровной каменной мостовой, ломались от
тряски.
- Надо было пустить паровик по гладким и прочным
металлическим рельсам, - предложил кто-то
догадливый из толпы.
- Молодец! - похвалил его лектор. - И первым до
этого додумался англичанин Тревитик в 1803 году. А
вскоре его земляки - Джордж Стефенсон со своим
сыном Робертом - усовершенствовали изобретение.
И вот 27 сентября 1825 года была открыта первая в
мире паровая железная дорога между английскими
городами Стоктоном и Дарлингтоном. Через 12 лет
такая же появилась и у нас в России, связав
нынешние Ленинград и станцию Детское Село.
Композитор Михаил Глинка и поэт Нестор Кукольник
даже написали в честь нее знаменитую "Попутную
песню"... Ну, а затем рельсовые пути
быстро-быстро перепоясали чуть ли не весь земной
шар - от полярных снегов до джунглей знойной
Африки.
- Исключительно удачным изобретением оказалась
дымная и шумная на вид железная дорога! -
воскликнул машинист Дымов.
- Еще бы! - согласился лектор. - Если на лошадях,
скажем, из Москвы в Петербург приходилось
добираться целую неделю, то первый же поезд
прошел этот путь всего за сутки, а уже к концу
прошлого века продолжительность поездки и вовсе
сократилась до нескольких часов!
Тут лектор нахмурился и продолжал грустным
голосом;
- Да-а-а, хороши были гиганты-паровозы, но чересчур
уж сильно дымили, много топлива и воды требовали,
тяжеловатыми оказывались даже для прочного
рельсового пути. Взяли тогда американские
инженеры и сто лет тому назад электрический
двигатель к поезду приспособили. Получился
электровоз - самая быстроходная из всех
железнодорожных машин. Во Франции, например,
новые электрички "ТЖВ" уже по 350 километров в
час пробегают, с вертолетами могут в скорости
посостязаться! Однако, электрическая сеть вдоль
пути - штука сложная и дорогая, ее лишь там
устраивают, где много поездов проходит. А для
небольших веток русские инженер Кузнецов и
полковник Одинцов придумали в 1905 году тепловоз -
машину с собственной электростанцией,
приводимой в действие мощным дизельным
двигателем...
Последние слова лектора потонули в шуме толпы.
Народ волновался и требовал: "Да ну их, эти
тепловозы с электровозами! Даешь Наш
Паровоз!.."
- Успокойтесь, товарищи! - сказал лектор. - Давайте
лучше "Попутную песню" споем.
И весь народ грянул хором:
- ВЕСЕЛИТСЯ И ЛИКУЕТ ВЕСЬ НАРОД...
Татьяна Пономарева
Один маленький человек сделал одну большую глупость. Он делал ее долго и старательно: сначала вычертил ее чертеж, потом вылепил ее из гипса, потом склеил ее макет и только потом отлил ее из чугуна - чтоб она сохранилась надолго, навсегда! И чтоб все могли изумляться: "Надо же! Такой маленький, невзрачный человек, а смотри-ка, умудрился сотворить такую большую, просто огромную глупость! И если даже он, неприметный, способен на такое, что же получится у нас, больших и сильных, если нам всем засучить рукава и хорошенько постараться?"
Из химчистки исчез пиджак. Он соскочил вешалки,
прокрался вдоль стен и выскочил на улицу. А
навстречу ему хозяин! Как раз забирать его из
химчистки.
- Ты куда? - спросил он у пиджака.
- А меня… это… приемщица послала деньги
разменять.
- Ну тогда беги, конечно! Я тебя подожду, квитанцию
пока оформлю.
А пиджак взял и побежал домой. И дома сказал, что
хозяин потерял его на дороге.
Много лет прошло. Хозяин всё сидит в химчистке и
ждет. Он не ест, не спит, с надеждой смотрит в окно
и до сих пор верит в честность пиджака.
"Чух-чух-чух…" - пыхтел паровоз.
- Бэл-бэл-бэл… - бормотал кочегар
Сажин-Бисноватый.
- Это ты на каком языке? - удивился машинист Дымов.
- А не на каком, - ответил кочегар. - Я просто
балуюсь, языком мотаю. Вот этим, - добавил он и
показал машинисту свой язык.
- Ух ты! - изумился тот.
- Это еще что! Бывают языки и похлеще моего,
скромно заметил кочегар. - Про них в этой книге
рассказывается.
Михаил Молюков
1. Язык-щуп
Все знают дятла. Вон за окном, в лесу, он
постукивает клювом по коре и слушает: есть ли
внутри ствола ходы с вредителями, с древоточцами
и короедами, или это дерево здоровое? Стук-стук,
стук да стук. Нашел! И сразу стал долбить сильно и
часто, чтобы пробраться к личинке жука-вредителя.
Вот и вредительский потайной ход открылся. А
добыча где же? Спряталась , ушла глубже в ствол.
Ведь вредитель - он тоже не дурак - слышит, что к
нему стучат, и прячется. Не беда! Язык у дятла
длинный, почти такой же длины, как и сам хозяин. И
очень липкий. Запускает его дятел в проход и
отыскивает добычу в самых дальних закоулках.
Очень похоже на дятла работает гигантский
муравьед. Это такое крупное красивое животное, с
пушистым хвостом и длинной мордой, обитающее в
южноамериканских степях - пампасах. Днем и ночью
бродит муравьед в поисках пищи, а когда находит
постройку термитов или муравейник, то ударом
передних лап проламывает крепкие стенки. Потом
просовывает в пролом узкую морду и длинным
языком добирается до середины гнезда. Длина
языка более полуметра, а втягивать и выпускать
его муравьед может часто-часто, по 160 раз в минуту.
Язык в липкой слюне, поэтому к нему легко
прилипают насекомые. За день муравьед может
слизать до тридцати тысяч муравьев и термитов!
2. Язык-ложка
Многие люди, которые любят щелкать семечки,
позавидовали бы попугаю. Ведь у многих видов
попугаев довольно короткий и мясистый язык имеет
на конце ложкообразное углубление - чтобы лучше
удерживать семена.
3. Язык-щетка
А есть щёткоязычные попугаи. У них язык на
нижней стороне заканчивается коготком, а на
верхней имеет щеточку из густо сидящих щетинок,
которая служит для сбора пыльцы растений.
4. Язык-стрела
Язык хамелеона "выстреливает" на
расстояние, в полтора раза превышающее длину
тела своего хозяина. А клейкая слизь на кончике
языка помогает хамелеону удержать, подтянуть и
отправить в рот несколько "подстреленных"
насекомых, но иногда даже мелких птиц или ящериц.
Между прочим, наши жабы тоже пользуются липким
стреляющим языком для ловли насекомых. А язык у
них прикреплен во рту задом-наперед. То есть не
задней частью (как у человека), а передней. Это
позволяет высовывать его на большее расстояние,
что весьма полезно при ловле добычи.
5. Язык-рогатина.
У змей язык - как рогатина - раздвоенный на
конце. Часто его ошибочно называют жалом. Змеи
могут определять языком вкус и даже запах.
Некоторые гремучие змеи, очень ядовитые,
используют язык для предупреждения, угрожающе
размахивая им перед противником.
6. Язык-приманка
В пресных водах Северной Америки живет самая
крупная черепаха этой части света - каймановая.
Когда она хочет кушать, а кушать она хочет часто,
то раскрывает рот и выставляет подвижную
приманку - червеобразный извивающийся язык. И что
интересно: обычно белый или светло-серый язык
черепахи во время ловли рыбы становится красным.
Наверное, от ожидания вкусненького…
Устремившись за аппетитным "красным
червячком", рыбка заплывает прямо в черепашью
пасть - АМ! Вот и всё…
7. Еще кое-что о языках.
Некоторые ящерицы-гекконы могут своим языком
протирать от пыли и соринок свои глаза - то есть
использовать язык как "автомобильные
дворники".
Среди зверей самый большой язык у синего кита. О
весит тонн пять или шесть.
Самый маленький язык у карликовой бурозубки. Он и
сама-то весит всего 3 грамма. А уж язычок-то и
вовсе ма-а-ахонький…
Приложение к научному труду
1. "Языкария", или Правила пользования
выражениями о языке (смотри на следующей
странице).
2. Язык собственный (смотри во рту перед зеркалом).
Для чего человеку язык? Чтобы его высовывать и дразниться! Однако с помощью языка можно делать еще кое-то. Что именно? Об этом расскажет
1. Если у вас язык заплетается (не можете ясно
сказать что-либо), то лучше держать язык на
привязи (не болтать лишнего). Иначе потом будете
корить себя: "Черт дернул меня за язык!"
(сожалеть о сказанном).
2. Если кто-то будет чесать языки (сплетничать) о
вашем друге, то следует наступить им на язык
(заставить молчать). И вы тут же увидите, что их
как корова языком слизала (быстро и бесследно
исчезли).
3. Если же вы сами попадёте на язык (станете
предметом пересудов) злым языкам (сплетникам), то
не бегайте от них высунув язык (очень быстро). А
скажите им прямо в глаза: "Типун вам на язык!"
(сердитое пожелание злому болтуну).
4. Когда вы захотите найти общий язык (достигнуть
взаимопонимания) с незнакомым человеком, то не
надо тянуть его за язык (вынуждать
высказываться). Может быть, у него язык на плече
(очень устал)? Лучше прикусить язык (помолчать) и
дать человеку отдохнуть.
Изучив эти правила, вы овладеете языкарией, и ваш
язык всегда будет - звонкий, лёгкий, мелодичный,
плавный, звучный, лаконичный, безупречный,
острый, страстный, самый-самый языкастый.
Юрий Нечипоренко
Разложим на столе: карандаш, спицу, пенал, кубик
и щепку. Нет, не так… Попробуем еще раз… Вот
теперь получается красиво, чувствуете?
Оказывается, от взгляда на самые простые вещи
можно получать разные впечатления: радоваться,
если всё толково разложено, или злиться, если
получается кавардак. Хотя, кавардак может быть и
веселый, и уютный, и… Еще какой? Вот над этими, над
самыми простыми свойствами вещей, предметов и
красок задумывался художник Казимир Малевич.
Когда вы глянете мельком на деревенскую бабу, то
не успеете рассмотреть лицо. Но вам бросятся в
глаза, запомнятся цвет и форма ее платья. Если
баба толстая, то платье может быть как колокол
или перевернутая воронка, если худая - то узкое,
как скалка. Вообще же, можно так просто и рисовать
бабу, составленную из юбок, сарафана, рук и ног -
как набор разноцветных воронок и скалок. И можно
даже не трудиться над выражением лица, потому что
важно только одно - приятно или неприятно
смотреть на все эти палки-скалки. А бывает и так:
художник рисует тело от одного человека, а лицо -
от другого. Ведь если уж переставлять всё, то
можно и лица у людей менять. Но только одно, мне
кажется, у Малевича неизменно: небе всё время
одинаковое - ровное, глубокое, голубое. А поле -
сочное, нежное, зеленое. Это нельзя менять, чтобы
у человека не перепутался верх и низ. Верх - это
откуда нам светит солнце, а низ - откуда растет
трава.
Конечно, можно долго гадать о том, зачем художник
именно так переставляет предметы и рисует в
основном самыми простыми красками - синей,
зеленой, красной. Наверное, он всё время пробует и
ищет, как самым простым путем создать РАДОСТЬ ДЛЯ
ГЛАЗА. А глаз наш такой привередливый: чуть не
туда на картине пятно посадить - и уже не
нравится, уже неприятно.
Есть у художника картины, которые показывают
смешных мужиков и баб без лиц. Присмотришься
получше к картинам этим - и жутковато становится.
Так бывает, когда в пропасть заглядываешь: и
посмотреть хочется, и страшно смотреть. Вот и в
картины эти долго всматриваться опасно, они вас
вовнутрь затягивают. Как будто в зеркале свое
лицо видится вместо пустого белого овала на
картине. Или ненароком упадешь в колодец его
"Черного квадрата". Есть у Малевича такая,
самая знаменитая картина. На первый взгляд
кажется, какая ерунда - квадрат нарисовать! А вот
совсем не ерунда, потому что эта картина для
многих людей стала открытием. Люди смотрели на
нее и понимали, что самые простые вещи могут
действовать на нас и создавать настроение.
А если хитро подобрать размер рисунка, то может
квадрат испугать сильно. Вдруг покажется, что
черный квадрат - это страшная дыра, бездонный
колодец, в который упасть хочется. И квадрат
вдруг начинает вибрировать, дрожать...
На самые простые вещи обратил наше внимание
Казимир Малевич. И оказались они полными тайн.
Люди благодарны ученым, которые раскрывают и
объясняют старые тайны. Но не менее благодарны
они и тем художникам, которые, как Малевич,
показывают нам новые тайны, не раскрывая их.
- Ку-ку! - послышался голос кочегара.
Машинист Дымов обернулся и оторопел. Вместо
Сажина-Бисноватого на него глядело нечто
незнакомое.
- Не пугайся, это маска! -
успокоил кочегар.
- На что она тебе? - прошептал Дымов.
- Как сказал знаменитый дядя Стёпа: чтоб никто не
узнавал.
Эту маску может легко склеить даже самый
маленький пассажир. Берем лист ватмана. Его длина
- примерно 40 см, а ширина должна быть
приблизительно на 10 см больше объема головы, то
есть если вы свернете ватман в виде цилиндра,
голова должна входить в него почти свободно. Там
мы и поступим - свернем цилиндр, но не склеим, а
сколем булавками. Натянем его до подбородка и,
хоть это смешно и неудобно, попытаемся отметить
карандашом место глаз и носа. Развернем цилиндр и
вырежем отверстия для носа и глаз, как на рисунке.
Только не перестарайтесь!
Теперь вырежем из цветной бумаги и наклеим
глазки, щёки и улыбку. Нос можно переснять с нашей
выкройки или придумать другой - неважно. Главное,
он должен аккуратно прикрывать отверстие в маске
и служить "футляром" для настоящего носа. По
рисунку вырежем также ресницы и брови.
Затем, глядя на рисунок, нужно нанести карандашом
на маску границу волос и только потом начать
нарезать их узкими полосками. После этого снова
сворачиваем и склеиваем наш цилиндр (который уже
совсем не похож на цилиндр).
Наконец, возьмем кусок ватмана размером примерно
50 х 22 см, сложим вдвое и тоже узко нарежем, не
доходя до края. Развернем и вклеим в нашу маску по
линии пробора. Получившуюся "шевелюру"
можно даже завить, накручивая на карандаш.
Теперь сложите маску вдвое по линии носа (не
сминая) и осторожно вырежьте подбородок. Он
должен быть шире настоящего. Осталось только
покрасить "шевелюру", сделать симпатичную
стрижку и разыграть машиниста Дымова. Ну, а потом
еще кого-нибудь...
Сергей Шац
Вурдалак Петр Иванович Гавкин имел доброе
сердце и потому сильно страдал, когда пил кровь
невинных прохожих. Он даже сердечные капли
принимал, но это не помогало.
День Петр Иванович проводил в подвале, штопая
носки и слушая, как урчат трубы. На гвозде висел
"Альпинист". Батарейки давно сели, приёмник
негромко попискивал, за что Гавкин его особо
жалел.
Здоровье самого Петра Ивановича было совершенно
подорвано, и он уже пять лет ловил только хилых,
неспособных к сопротивлению прохожих. За что
вурдалак Квасцов, шутя, прозвал его "санитаром
города".
- Ладно тебе! - отмахивался Гавкин и чесал кривые
клыки, торчавшие из нижней челюсти.
Биография у него была знатная - есть, что
вспомнить. Из полковника пил - раз. Из
заслуженного артиста - два, из лётчика-испытателя
три... А теперь что? Курей ловить, что ли? Позор!
К вечеру, обмотавшись шарфом, Гавкин вышел на
улицу. Моросил дождь. Вдалеке показалась сутулая
фигура учащегося Пашкина. "Ах ты, господи! -
затосковал Гавкин, наперед жалея тщедушного
учащегося. - Вишь, гуляет! И куда только родители
смотрят?"
Но Витюша Пашкин не гулял, а возвращался из
живого уголка, где кормил подшефных кроликов. Под
фонарем он остановился и запел от радости
школьной жизни: "У дороги чибис, у дороги чибис,
он кричит,
волнуется, чудак...
"Как поёт! - подумал Гавкин. - Еще Квасцов
услышит!" Он на цыпочках подбежал к Витюше,
спустил шарф, нацеливаясь на тонкую, белевшую
между воротником и кепкой, шею учащегося. Но тут!..
Нога Петра Ивановича поехала, он ахнул и плашмя
грохнулся на землю. На мостовой валялась шкурка
от банана. "Елки-палки, да их в Козлове отродясь
не было!" - успел подумать Гавкин, окончательно
лишаясь чувств.
Однако Пашкин не бросил Петра Ивановича, а поднял
его и потащил, как раненного товарища. Голова
Гавкина болталась, он что-то бормотал и
характерно чмокал губами.
"Домой нельзя! - рассуждал Витюша. - В тот раз
кошку принёс, так мать чуть не убила".
В живом уголке пустых клеток не было, и он запер
Гавкина вместе с кроликами. Почуяв Петра
Ивановича, животные забились в угол и мелко
задрожали.
- Смотри, дед! - строго предупредил Витюша насчет
кроликов. Вурдалак забулькал и засучил ногами.
Ночью Гавкин выл, задрав голову, тоскливо, как
ушибленная собака.
- Его убить надо, осиновым колом, - сказал утром
директор школы. - А то он кроликов напугает. Или
совсем кровь выпьет.
- Чего, из кроликов?! - жутко обиделся Гавкин и
клацнул зубами. - Да я из завроно пил!..
Директор быстро отошел, но на всякий случай
распорядился поставить у клетки пионерский
караул. Когда Петр Иванович просыпался, ему
отдавали салют. Пашкин каждую перемену прибегал
к нему, приносил еду.
- Поешь, дед! - уговаривал он и совал сквозь прутья
рубленый бифштекс.
- Я жареное не люблю! - морщился Гавкин и следил за
полненькой Агаповой, стоящей в карауле. - Дай
ручку, Агапова!
- Нельзя, Петр Иванович, директор не велит.
- Эх, Агапова! - вздыхал Гавкин и худой рукой
толкал сидевшего на груди кролика. Обнаглели,
черти.
- Будь другом, сходи к Квасцову! - просил он
Пашкина. - Пускай бутылку пришлет. Так и скажи: для
дяди Пети.
Витюша у Квасцова был, но тот не дал. Мол, нет
ничего. "И ваще, качество дрянь, через час
сворачивается. Ты, эта, привет передавай".
Жизнь каждый день уходила из Петра Ивановича и,
казалось, от него вот-вот останутся одни нижние
зубы.
- Ты меня на школьном дворе схорони, - тоскуя,
говорил он Пашкину. - Пускай Агапова цветы носит.
Витюша сильно мучился, глядя, как тихо угасает
Гавкин. К ноябрьским праздникам он сытно
покормил кроликов, и потом сам полез в клетку.
- Чего надо? - слабым голосом спросил Петр
Иванович.
- Пей, дед! - сказал Пашкин и снял галс-
тук. - Ты не сомневайся, я шею помыл.
- То есть как? - не понял вурдалак. - Из тебя, из
лучшего друга?!
- Пей, говорю! Мне за тебя "Почетного донора"
дадут.
- Молчи! - в отчаянии крикнул Гавкин и глухо
зарыдал. - У меня, Виктор, тоже сердце есть. Я лучше
гадость эту... бульон!..
Пашкин мигом слетал в буфет.
Прежде чем выпить, вурдалак долго стонал, дул на
бульон и, наконец, зажмурившись, залпом выпил...
Пф-ф-ф!.. У-ы-ы!.. Бу-у-у!.. - В животе неистово
забурчало, он позеленел и мучительно икнул.
"Напрасно старушка ждет сына домой..." -
запела страдающая утроба Гавкина.
- Закуси, Петр Иванович! - забеспокоился Витюша и
сунул ему плавленый сырок "Волна". Гавкин
что-то прохрипел и вместе с оберткой заглотил
сырок. Утроба осеклась и вновь забурчала, но уже
"Подмосковные вечера". Под эти звуки
вурдалак упал, да так и остался лежать, как
убитый.
Однако, он не умер. Через два дня Петр Иванович
очнулся и открыл глаза. Перед клеткой стоял
побледневший от переживаний Пашкин и держал
ливерную колбасу. Светило солнце. Гавкин молча
взял колбасу и начал жевать. В животе было
спокойно, как на дне колодца.
Жить Петр Иванович остался при школе. Он
столярничал, вел кружок штопки и еще помогал
медсестре брать анализы крови. Всего Толстого,
между прочим, прочел. И ни-ни, ни разу, чтоб мне с
места не сойти!..
- Давай сыграем в шахматы, - предложил машинист
Дымов.
- Не-а, отказался кочегар Сажин-Бисноватый, - в
шахматы я не могу. Там сильно думать надо. А мне
такие игры по душе, где можно проявить фантазию
или воображение. У меня в голове фантазий очень
много.
- Хорошо, - сказал Дымов. - Тут вот карандаш и
бумага есть. Сейчас у нас получится небылица за 10
минут.
Я пишу какую-нибудь фразу (или даже несколько),
потом загибаю листок, чтобы не было видно
написанного и передаю тебе. Теперь на чистом
месте ты пишешь свою фразу. Тоже загибаешь лист и
отдаешь его мне, чтобы я писал следующую...
- И можно писать все, что угодно? - удивился
кочегар.
- Не совсем. Тут одна тонкость есть. Главное, чтобы
все эти фразы отвечали бы (по порядку) на десять
вопросов:
1. Кто это был (или была)?
2. Как выглядел(а)?
3. Куда пошёл(шла)?
4. Кого встретил(а)?
5. Что ему (ей) сказали?
6. Что он (она) ответил(а)?
7. Что ему (ей) сделали?
8. Какова была его (её) реакция?
9. Чем вся история закончилась?
10. Вывод или мораль.
Когда записан ответ на последний вопрос, -
продолжал машинист Дымов, - листок весь
разворачивается и с выражением читается
получившаяся небылица. Иной раз бывает смешно.
Минут за десять запросто можно сочинить хотя бы
такую историю:
Жил-был одинокий Пингвин. У него была зеленая
чешуя и два рога. Однажды он пошел в горы. А
навстречу ему - бегемот! "Сколько будет дважды
два?" - спрашивает. "Запад в той стороне", -
был ответ . И тут ему подарили яблоко. А он от
радости свалился с неба. Поэтому озеро
неожиданно высохло... Вот что значит - не уметь
плавать!
- Знатная небылица! - похвалил кочегар
Сажин-Бисноватый. - Давай еще одну сочиним. Только
надо побольше пассажиров позвать. Потому как
вместе веселее получится.
- Правильно говоришь, - одобрил его Дымов. Можно
такие небылицы всей семьей придумывать. А самые
удачные, вернее, самые небывалые, даже в "Наш
паровоз" присылать. Глядишь, мы их как-нибудь
на остановке прочитаем. Всему честному народу. Во
смеху-то будет!..
Один паровоз ехал передом вперёд и встретил
второй паровоз, который ехал задом наперёд.
"Куда ты едешь?" - спросил первый. "Я уде
адук азалг тядялг," - теачевто йоротв зоворап.
"Ну, ты даёшь! - восхитился первый. - Я тоже так
хочу." И поехал задом наперёд, а второй -
передом вперёд. "Счастливого пути!" - крикнул
на прощанье второй. "Акоп," - яслащорпоп
йывреп.
(Подумайте хорошенько и ответьте: в какую
сторону едут оба паровоза, если их трубы не
чищены с 1917 года, а котлы наполнены прекрасной
минеральной водой "Нарзан"?)
- Согласно расписанию движения, сказал
машинист Дымов, - скоро должна быть станция.
- А давай пошутим немножко, - предложил кочегар
Сажин-Бисноватый. - Возьмем, к примеру, да и
остановимся прямо тут, в поле. Пускай нас на
станции ждут, а мы на полчаса опоздаем. Смешно
получится!
- Пожалуй, - согласился Дымов. - Я шутки люблю. И
шутников тоже. - Он потрепал кочегара по
белокурой голове. - Вот был один шутник, озорной
такой!
Про него еще М.И. Пыляев хорошо
рассказал в книжке "Замечательные чудаки и
оригиналы"…
Семён Буква был писателем. Нормальные люди что
думают, то и говорят. А у писателей всё наоборот:
что печатают, то и думают. А так как Семён Буква
печатал очень много и целыми днями не вылезал
из-за машинки, то не удивительно, что и думать он
начал, как печатал - то есть на машинке.
Разговаривая с кем-нибудь, он всегда стучал
пальцами по столу или барабанил по пуговицам
пиджака, помогая себе думать. А если случалось,
что на машинке засорялась какая-нибудь буковка,
Семён и говорить начинал неразборчиво, заикался.
Поэтому он очень берег свою машинку.
Но однажды, уходя из дома, Семён Буква забыл
закрыть окно. И случилось несчастье. В комнату
залетели две голодные вороны. А надо сказать, что
Семён частенько завтракал, а порой и обедал, не
вылезая из-за машинки. Поэтому на ней всегда
валялось много крошек. Вороны накинулись на
машинку и так заклевали ее, что вскоре ни одна
буква не работала.
Предчувствуя недоброе, Семён вернулся домой и
ничего не смог напечатать. Мало того, он хотел
пожаловаться в милицию, но тоже не смог: в голове
не было ни одной буквы.
- У меня сломался ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС! - испугался
Семён.
Он побежал в магазин и срочно купил новую машинку
"Люкс". Последней марки. Но едва он сел и
начал печатать, как вдруг зазвонил телефон:
- Позовите Семёна Букву!
- Это я, - пропищал Семён тоненьким незнакомым
голоском и сам себя не узнал.
- Нет, вы не Семён Буква! - сказали в ответ и
положили трубку.
Семён страшно расстроился. Раньше у него был
густой, красивый бас. А теперь - какое-то пищание!
"Так меня никто и узнавать не будет", -
заволновался писатель и побежал сдавать
"Люкс" обратно в магазин.
Потом он взял старую машинку, бережно завернул ее
в простыню и пошел искать ремонт. Ходил он по
городу до самого вечера, ведь разговаривать он не
мог. А прохожие то и дело заглядывали к нему под
мышку и спрашивали:
- Кто это у вас, мальчик или девочка?
Наконец, у входа в маленький подвальчик он увидел
вывеску: РЕМОНТ ПИШУЩИХ МАШИНОК.
Старый мастер Карл Иванович сидел в задней
комнатке за занавеской и пил чай с колотым
сахаром. Вдруг из приемной донеслось какое-то
мычание и стук.
- Корова, что ли? - удивился Карл Иванович и
выбежал в приемную.
- Что вы стучите? - сердито сказал он
некультурному посетителю. Семён Буква виновато
промычал и ткнул пальцем в машинку.
"Немой!" - подумал Карл Иванович смущенно.
- Подождите, пожалуйста, - сказал он и ушел с
машинкой в заднюю комнату.
Через полчаса он положил перед Семёном машинку.
Из нее высовывался листок: "Попробуйте".
Машинка застучала, как часики.
- Спасибо, мастер! - заревел Семён радостным басом.
С этого дня они стали друзьями.
Машинка теперь уже старенькая, но Семён не хочет
менять ее. Хотя время от времени то одна буква
западает, то другая... Впрочем, для Карла
Ивановича это пустяки. Если Семён говорит ему:
"Здавствуйте, Кал Иваныч!", мастеру ясно, что
хромает буква "Р".
- Кар Иваныч, - говорит Семён, - у меня сомаась...
- Знаю, знаю! - машет тот рукой, - "Л" у вас
барахлит!
У Семёна теперь выработался такой голос, что его
даже пригласили на радио, ведущим ежедневной
передачи. Но он отказался. И вместо этого каждый
вечер заходил к Карлу Ивановичу попить чайку в
задней oкомнате и поговорить о разных делах.
Машинист Дымов посмотрел вдаль:
- Вот мы едем и едем, - тяжело вздохнул он, - можно
сказать - летим! А куда? Зачем? Неизвестно…
- "Наш паровоз" вывезет, - успокоил
Сажин-Бисноватый и вдруг звонко запел: "Мы
едем, едем, едем в далекие края-я-я…"
- Песни я люблю, - улыбнулся Дымов. - И стихи тоже.
Которые сами дети пишут.
- Они нам этими стихами весь состав исписали, -
мрачно заметил кочегар. - Вот, полюбуйся…
И они вместе стали любоваться.
ЁЖИК Ёжик -
портняжка Юля Андронова,
ОБИДА Весной сосулька плакала Олеся Милованова, |
МУХА В МУКЕ Муха
села на муку, Саша Пупышева, |
Машинист Дымов резко нажал на тормоза.
- Ты чего это? - удивился Сажин-Бисноватый, больно
стукнувшись о рычаг.
- Да на путях кто-то расселся, понимаешь ли... -
буркнул Дымов. - Препятствует поступательному
движению.
На рельсах действительно сидел человек с шарфом
и уныло говорил сам с собою:
- Сначала я любил коров. Потом стал любить
бегемотов. А кого теперь полюблю - не знаю...
- Сейчас мы вас доставим куда следует, - пригрозил
кочегар, - там сразу разберетесь.
- Доставьте хоть куда-нибудь! - вздохнул человек с
шарфом. - А то я уже вторую неделю тут сижу. Я вам
за это печальные стихи почитаю. Зовут
меня
Тим. Собакин
Собачья жизньЯ чинно гулял, Про любовьСтрадал мучительно Балкон: |
СамолетКогда мне было восемь лет, Шутки ветраПо крышам Ветер |
РАСПОРЯЖЕНИЕ № 2
§ 1. На основании читательских писем, а
также учитывая захватывающе интересный характер
публикаций, есть распоряжение журнал
"Трамвай" возобновить.
§ 2. Просьбу тов. Баньковской М. удовлетворить.
§ 3. Есть распоряжение ничем "Трамвай" не
награждать!
§ 4. Читатели, которым пришелся по вкусу
орденоносный журнал "Наш паровоз", могут
оформить на него подписку в любом отделении
связи с 1 апреля с.г. Индекс журнала "Наш
паровоз" - 06907. Стоимость подписки до конца года
- 1 рубль 12 копеек.
§ 5. Есть также распоряжение обнародовать
распоряжение № 3, что и выполняется:
РАСПОРЯЖЕНИЕ № 3
§ 1. Будьте счастливы, дорогие друзья! .
§ 2. Больше пока распоряжений нет.
Главный распорядитель Т. Собакин
Содержание журнала - 1990 - 1991 - 1993 - 1994 - 1995 По авторам Избранное